Искусственная монополия это—

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Искусственная монополия это и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Такой монополией, например, обладает историческая область Шампа́нь (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием «шампанское».

Сущность и основные признаки монополизма

Однако цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или использовать так называемое лидерство в цепах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней).

Монополия естественная и искусственная

Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт – так называемый хо́лдинг (от англ, hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.

  • уникальность природного ресурса. Например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов.
  • технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме.. Например, монополист Байконура – РК ( Республика Казахстан).
Рекомендуем прочесть:  Льготы При Поступлении В Вуз Гражданам Подвергшимся Воздействию Аварии На Чаэс

Причины возникновения монополий

  • Монопсония – один крупный покупатель, который определяет цену товара.
  • Олигополия – множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.
  • Дуополия – наличие на рынке только двух продавцов товара.
  • Двусторонняя монополия – один крупный продавец и один крупный покупатель.
  • Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Антимонопольная политика государства

  • Искусственная – результат сговора или слияния фирм (см. таблицу ниже).
  • Естественная – возникает потому, что субъект экономики владеет редкими и невоспроизводимыми факторами производства ( железные дороги, система водоснабжения ит.д.).

Обратите внимание, что, согласно все той же ст. 93 ФЗ-44, у единственного поставщика можно закупаться, если объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Что именно является такой сферой – указано в ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ.

Реестр представляет собой единую информационную автоматизированную базу, где содержатся данные о компаниях, занятых производством товаров или услуг в условиях монополизации в сфере топлива и энергетики, связи, транспорта, водоснабжения и захоронения ядерных отходов.

✅ Три вида

Появление монополий иногда провоцирует правительство. Например, власти могут вводить законодательные и внешнеэкономические барьеры для ведения деятельности. Чаще всего это осуществляется в адрес иностранных компаний для того, чтобы поддержать отечественное производство. В таких случаях иностранная продукция начинает обкладываться пошлинами, устанавливается ограничение ввоза определенных товаров или полный запрет на это, внедряются лицензирование, сертификация и т. п.

  1. Картель (в переводе с латинского «соглашение»): обладает производственной и коммерческой самостоятельностью. Зависит от цен на услуги, объемов производимых товаров, от раздела рынка (кто, что и где продает) и определения квот (сколько продают и кто именно).
  2. Синдикат (в переводе с латинского «представитель»): обладает производственной самостоятельностью (собственность на средства производства). Несамостоятельность проявляется в совместном, централизованном сбыте товаров и услуг, закупке сырья. Таким образом, потеряна коммерческая самостоятельность.
  3. Трест (в переводе с латинского «доверие»): нет самостоятельности, но есть зависимость от совместной собственности, объединения финансов, общего управления и продажи одной и той же продукции.
  4. Концерн (в переводе с латинского «забота»): имеет производственную самостоятельность, однако зависим в связи с объединением фирм разных профилей, единым финансовым центром и равной политикой сбыта.
  5. Холдинг (в переводе с английского «удерживание»): самостоятельность в обладании контрольным пакетом акций, если речь идет о материнской компании, а не о дочерней. Зависим от головной компании, от других участников концерна, владеющих акциями и от их деятельности, способной оказывать влияние.
  6. Конгломерат (в переводе с латинского «собранный»): мощнейшая промышленная структура, имеющая существенную децентрализацию управления. Зависит от иных крупных предприятий в той же сфере, которые могут проникнуть, хотя при этом не имеют смежных связей с деятельностью головной структуры.
  7. Консорциум (в переводе с латинского «соучастие»): объединение или слияние экономически независимых организаций на добровольной основе и временно. Зависим от координации предпринимаемых действий.
  • единый монополист-владелец;
  • уникальность производимой услуги или товара (нет конкуренции и аналогов);
  • тотальный контроль над формированием цены и объемами у производителя;
  • административные, экономические и иные барьеры, препятствующие внедрению в рынок.
Рекомендуем прочесть:  Льготы ветеранам военной службы в смоленске

Чистая монополия

Термин имеет греческие корни. В переводе с древнего языка «монос» означает «один», «единый», «полео» — «продавать». Монополию трактуют как исключительное право, принадлежащее либо конкретному человеку, либо обществу, либо стране на рынке при торговле, производстве и ином виде экономической деятельности. Иными словами, это рыночная структура, при которой владелец (человек, компания или государство) контролирует производственные процессы, включая сбыт производимой продукции.

Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Употребление термина «искусственная (предпринимательская) монополия» в экономической и правовой литературе отличается еще одной особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной форме сотрудничающих фирм, т.е., если воспользоваться терминологией (см. «Монополистическая конкуренция» ), речь сразу идет о чистой монополии и двух разновидностях олигополии — картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое расширительное толкование термина «монополия» оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т.е. проявляют признаки монополистичекого господства на рынке.

10.2.2. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий

Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Например, генеральный директор фирмы А может входить в совет директоров компании Б, а глава которой в свою очередь является членом директората компании А. Очевидно, что действия обеих фирм в этом случае будут осуществлением совместно принятых решений.

Рекомендуем прочесть:  Есть ли льготы для чернобыльцев на проведения интернета

Позднее партнеры создали свои филиалы в Великобритании, Италии, Федеративной Республики Германии, Швейцарии и Бельгии. Таким образом, это новый мощный прорыв на мировой рынок конкурирующих партнеров, новый виток движения международного капитала.

Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». При этом отмечается, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия в таких случаях осуществляется на основе лицензирования соответствующей деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются МВЭС РФ исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспортированию или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной моно-полии, являются ничтожными.

Государственные и капиталистические монополии

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка мелкого бизнеса.

Юристконсул - Елена
Делюсь своим опытом в свободное от работы время. Задавайте вопросы по мере возможности буду отвечать.
Оцените автора
Защита населения в правовых вопросах