Уровень контрактного управляющего при проведении закупок 44-фз на муниципальном уровне

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Уровень контрактного управляющего при проведении закупок 44-фз на муниципальном уровне». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает КУ. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. Д олжны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2020 № Д28и-1889).

Регламентирующие документы

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона 44-ФЗ, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно р азрешено утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция или положение об управляющем.

Закупки государственных и муниципальных заказчиков должны проводить профессионалы — таковы требования закона 44-ФЗ. В организации должна быть сформирована контрактная служба или нанят один специалист — контрактный управляющий. Обязанности управляющего прописываются в отдельном документе — должностной инструкции.

Как сформировать службу

Если объем закупок заказчика не превышает 100 млн рублей, можно обойтись контрактным управляющим. Иначе необходимо сформировать полноценную контрактную службу. Необходимо разработать Положение о контрактной службе, образец которого содержится в приказе Минэкономразвития от 29 октября 2013 № 631.

Функции управляющего

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

  1. Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.
  2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.
  3. Исполнительные органы субъектов РФ.
  4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.
  5. Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами.
  8. Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.
Рекомендуем прочесть:  Спецоценка условий труда проведена в декабре, а акты в марте 2020 года будет ли штраф

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
  • нормирования;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • применения ответственностипри нарушениях;
  • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Внутренний контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

  • сначала необходимо внести изменения в штатное расписание организации, в котором будут либо созданы новые должности, либо введено новое структурное подразделение;
  • следующим шагом становится практическое изменение структуры организации путем создания нового структурного подразделения или новых должностей. При этом следует помнить о том, что фактически можно не создавать новое подразделение, возложив обязанности сотрудников контрактной службы на тех лиц, которые работают в других подразделениях, путем издания специального приказа, корректирующего штатную нагрузку таких сотрудников;
  • после того как все сотрудники получили свои должности, их необходимо обучить в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обучение происходит на основании специально разработанных федеральных стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации для специалистов, работающих в области государственных и муниципальных закупок;
  • параллельно с обучением сотрудников происходит разработка положений о единой комиссии, а также об экспертной комиссии с целью реализации норм Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». В случае если заказчиком принято соответствующее решение, речь может идти не о единой комиссии, а о нескольких комиссиях, каждая из которых будет отвечать за свой вид закупочных процедур (например, конкурсная комиссия, аукционная и т. д.).

Вне зависимости от того, идет ли речь о контрактном управляющем или сотрудниках контрактной службы в качестве самостоятельных штатных единиц, или о сотрудниках других подразделений, назначенных на данные должности приказом руководителя организации, в соответствии с действующим законодательством у таких лиц имеются определенные должностные обязанности (полный их перечень фиксируется в должностной инструкции, а также в положении о контрактной службе). К числу основных функций относятся:

Контрактный управляющий и контрактная служба, как основные представители заказчика

Если Федеральный закон №223-ФЗ не говорит о том, кто именно должен проводить все мероприятия, относимые к закупочной деятельности, в рамках обеспечения нужд бюджетного учреждения, то для Федерального закона №44-ФЗ характерно четкое определение того лица или группы лиц, которые должны выполнять все действия, входящие в процедуру закупочной деятельности.

Рекомендуем прочесть:  Как перепесять хозяйственное иммущество на родных чтобы не описали

Какой из рассматриваемых вариантов лучше? Все зависит от конкретных обстоятельств. Если это масштабный заказ, следует назначить на должность контрактного управляющего отдельного сотрудника. Если же госзаказ небольшой, то специалист компании может совмещать обе должности. Это более выгодный для работодателя вариант, так как не нужно будет нанимать нового сотрудника.

Контрактный управляющий – это должностное лицо с расширенным перечнем полномочий. А потому к нему предъявляются повышенные требования. В частности, в пункте 6 статьи 38 ФЗ №44 указано, что контрактный управляющий должен иметь или ВО, или дополнительное образование в области госзакупок.

Требования к должности

В части 5 статьи 38 ФЗ №44 указано, что управляющий несет ответственность в рамках своих законных полномочий. Обязанности специалиста и его ответственность за их неисполнение оговариваются в должностной инструкции. Контрактный управляющий несет ответственность также на основании ТК РФ. В частности, его работа регулируется статьей 232 ТК РФ.

Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню квалификации работников

Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.

  • удостоверение о повышении квалификации: для тех сотрудников, кто получил обучение на семинарах с временем прохождения 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: для тех, кто обучался свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке: для тех, кто обучался свыше 1000 часов.

Профстандарты

Законодательство дает заказчикам выбор – изменять структурную систему своей организации, создавая новый отдел, или же распределять обязанности между работающими сотрудниками путем совместительства. И это при показателе ниже 100 млн. рублей. Если контрактная служба не создается, назначается контрактный управляющий по 44-ФЗ, должностная инструкция которого включает все обязанности, прописанные в законе.

Создание контрактной службы

Есть один нюанс, который должен быть учтен и об этом должны уведомить сотрудника, предполагающего занять оговариваемую должность. Инструкция контрактного управляющего по 44-ФЗ должна содержать сведения о том, что данный сотрудник несет ответственность перед законом и может быть оштрафован или же понести административное наказание за невыполнение своих обязанностей или же за злоупотребление своими полномочиями.

Рекомендуем прочесть:  Готовая характеристика на мастера автосервиса—

По каким признакам можно найти правильную программу, так нужную сейчас закупщикам? Тут не все гладко. Вновь вернусь к упомянутым выше Методическим рекомендациям бывшего регулятора, Минэкономразвития России. Методические рекомендации приняты в 2013 г., задолго до последних правовых новаций. После их принятия учебные организации максимально приблизили свои программы к рекомендованной структуре и, как следствие, формализовали, внешне унифицировали. Прежде всего, сделали однотипным представление структуры курсов, после чего труднее стало разобраться на глазок в их реальной содержательности. Поэтому лично я посмотрела бы, сколько конкретно времени уделено вопросам правильного составления технических заданий, определения критериев оценки заявок участников закупок, ценообразованию. Чем меньше времени отведено на общие вопросы, тем лучше. Общее будет понятно из конкретики. А вот наоборот, понять конкретику через общее не удастся, этому учит мой жизненный опыт. Еще момент: важно понимать, обучает ли учебная организация закупкам вообще или раскрывает отраслевую специфику (стройка, лекарства, медицинские изделия, услуги питания), разбирает ли она антимонопольное законодательство и его реальные коллизии, учит ли взаимодействовать с центральным аппаратом и региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы. В целом с контролирующими органами. Ведь это вновь вопрос устойчивости перед проверками, штрафами и ответственностью. Кроме того, планирует ли учебная организация разобрать со слушателями конкретные закупочные ситуации. И финальный момент, берет ли организация на себя обязательство по последующему консультированию. Пускай речь идет о праве выпускника разово обратиться за методической помощью, это тоже важно. Если честно, таких преподавателей единицы.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Кто такой контрактный управляющий. Специалист по госзакупкам

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими основными профессиональными качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии? Насколько данная профессия перспективна для молодых выпускников? Или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов? Специалист по госзакупкам

Юристконсул - Елена
Делюсь своим опытом в свободное от работы время. Задавайте вопросы по мере возможности буду отвечать.
Оцените автора
Защита населения в правовых вопросах
Adblock
detector