Виды простоев на производстве—

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Виды простоев на производстве и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Работодатель может отразить в акте потери предприятия от приостановки деятельности суммы, подлежащие выплате работникам за период простоя, суммы налогов с указанных выплат и т. п. На практике окончание простоя фиксируется именно актом о простое.
Рекомендуем причину простоя во всех вышеназванных документах указывать в точном соответствии с положениями статьи 72.2 ТК РФ.

Если производство на предприятии приостановлено, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (пункт 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Форма уведомления свободная. Неисполнение данной обязанности согласно статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа: для граждан – в размере от ста до трехсот рублей; для должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Сообщение о простое.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Отечественная экономика регулярно испытывает взлеты и падения. Только что открытые предприятия терпят убытки, а гиганты, бывшие центрами еще советской промышленности, закрываются. Чтобы спасти предприятие от банкротства владельцы многих компаний пытаются экономить на всем, и прежде всего на заработной плате. Одной из форм подобной экономии является вынужденный простой по вине работодателя.

Что такое простой и его причины

Часто встречающейся формулировкой простоя является приостановка работы по независящим от работодателя и работника факторам. Формулировка эта чрезвычайно удобная, поскольку позволяет снять с работодателя часть ответственности по выплате заработной платы.

Технологическая и техническая причина простоя

При этом четкого разграничения между приостановкой работы по вине работодателя и при возникновении не зависящих от него факторов, нет. Так, инициировав простой вследствие отсутствия необходимого для выпуска продукции сырья, с юридической точки зрения работодатель полностью прав. Но в то же время, имеется за ним и некая вина, связанная с неумением предвидеть подобные ситуации, с целью последующего заключения договоров с более серьезными поставщиками.

Рекомендуем прочесть:  Как может скрываться должник от судебных приставов

Согласно небольшому уточнению в Ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, понятие «простой» описывает временную приостановку работы по особым причинам. Указано, что эти причины могут быть экономического, технологического или технического характера. То есть к этой вынужденной мере могут привести как глобальные проблемы в экономике на макроуровне, так и временные трудности внутри организации. Основания для введения простоя должны быть вескими, они обязательно фиксируются в соответствующем приказе.

Как правильно обосновать простой?

Работодатель должен обосновать, почему сотрудник отправлен на «вынужденный отдых». Во-первых, работник вряд ли будет рад такой новости: он при этом существенно теряет в доходах. Он может даже пожаловаться в инспекцию труда или прокуратуру. Соответственно, руководителю организации придется доказывать свою правоту, чтобы не попасть под действие Ст. 234 ТК РФ, которая предусматривает обязательства работодателя возместить заработок, не полученный сотрудником в случае незаконного лишения его возможности работать.

Почему так важно правильно указать причину вынужденного простоя?

Ознакомиться с документом должны все сотрудники. В подтверждение этого факта каждый работник организации оставляет на приказе свою подпись. Также необходимы подписи руководителей всех структурных подразделений, которых касается содержание приказа. К примеру, информацию о начислении зарплаты и налоговых выплатах должен принять к сведению главный бухгалтер.

Простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Можно ввести простой или нет — ответ зависит от того, как работодатель в приказе обоснует причины, по которым необходимо ввести простой.

Что такое простой

Обратите внимание: срок введения простоя можно определить конкретными датами или же наступлением события, например, до особого распоряжения главы субъекта об отмене режима повышенной готовности. В этом случае рекомендуем в приказе прописать:

Пример формулировки в приказе о простое

В обычной ситуации, когда есть возможность выбирать среди нескольких точек зрения, мы рекомендуем то решение, которое наименее рискованно для работодателя. Нужно учитывать инспекционную практику и возможные трудовые споры с работниками.

Трудовое законодательство не содержит обязательных требований к содержанию оформляемой при простое документации. Поэтому работодатель решает сам, как это лучше сделать. В любом случае нужно издать приказ о простое. Кстати, он понадобится бухгалтерии для учета расходов для целей налогообложения прибыли.

4. В приказе о простое не указано, следует ли работникам присутствовать на рабочих местах

Судебная практика. Подразделение организации не функционировало в связи с нехваткой комплектующих, и работникам были разосланы СМС-сообщения, а также произведены звонки на сотовые телефоны о том, что на работу выходить не нужно. Липецкий областной суд в апелляционном определении от 02.10.2013 по делу N 33-2607/2013 согласился с государственной инспекцией труда, выдавшей предписание, обязывающее работодателя признать рабочее время, указанное в сообщениях, временем простоя и произвести работникам оплату времени простоя.

6. Работники не были ознакомлены с приказом об установлении простоя

Простой по смыслу ст. 72.2 ТК РФ является временной мерой в связи с наступлением определенных обстоятельств, не влекущих уменьшения численности работников и расторжения трудового договора. Как мы уже неоднократно заявляли, работодатель должен иметь объективные обстоятельства (экономического, технологического, технического или организационного характера) для издания приказа о простое в организации (отдельных подразделениях организации).

  • Простой по вине работодателя подлежит оплате, равной двум третям от среднего расчетного заработка рабочего.
  • Простой по причинам, не зависящим от работодателя или от рабочего, оплачивается так же в размере две трети, но уже от тарифа или о за период простоя.
  • Если в простое есть вина рабочего, то простой ему не оплачивается.
Рекомендуем прочесть:  Есть ли льготы для семей с двумя детьми на оплату коммунальных услуг в спб

Нормативное регулирование

  • Вина работодателя. Сюда включены причины финансового, административного, организационного и технического характера. Это может быть: перепрофилирование производства, проблемы с технологическим оборудованием, не зависящие от рабочего, срывы поставок сырья, задержки с оплатой готовой продукции, отсутствие работы, финансовые проблемы.
  • Вина работника.Нарушение работником трудовой или технологической дисциплины, или повреждение технологического оборудования.
  • Независящие ни от кого причины. Это техногенные или природные аварии и катастрофы и чрезвычайные ситуации.

Как он оплачивается

Для оплаты простоя надо правильно определить его причину и вид. Кроме этого важно правильно его оформить. Это делается так:

Когда наиболее значимые общие причины возникновения простоев определены, можно приступать к поиску набора первичных причинных факторов, влияющих на возникновение ситуаций в которых вероятность возникновения простоев наиболее велика. Для этого наиболее подходит метод «пять почему». Раскручивая цепочку «почему» по каждой из определенных причин следует попытаться найти общие и наиболее значимые «факторы риска». Совсем не обязательно, что такие найдутся, однако если их существование будет обнаружено, то их устранение приведет к позитивному эффекту сразу по ряду причинно-следственных цепочек.

В повседневной производственной жизни к простоям зачастую относятся как к неизбежному злу: «Ломается оборудование? Оно и должно ломаться! Это же машины, у них свой ресурс. Меняй детали — не меняй, все равно механизмы устают и выходят из строя в самых непредсказуемых местах. За всем не уследишь! Что же, к каждой шестеренке приставить по механику?». Подобные мнения часто приходится слышать от ремонтников, рабочих, мастеров и даже начальников цехов. Такая точка зрения на проблему как неизбежное зло, позволяет устраниться от поиска ее действительных причин и заниматься лишь активным «тушением пожаров» — то есть хорошо видимой деятельностью по исправлению последствий. А между тем, время простоев не уменьшается и, будучи выраженным в денежном эквиваленте представляет собой внушительную сумму. Так что же, считать эти деньги потерянными? Или, все же попытаться разобраться в причинах и найти способы устранения? К сожалению, докопаться до истины, опираясь на мнения упомянутых выше специалистов, не представляется возможным, поэтому наилучший выход — создание целевой рабочей группы, которая могла бы выяснить первичные причины простоев, предложить мероприятия по их устранению и проконтролировать ход их реализации. В состав такой группы необходимо включить представителей как линейного, так и обслуживающего персонала, а также руководителей, от которых зависит реализация корректирующих мероприятий.

Собираем информацию о простоях

Для того чтобы системно понять связи между фактами простоев производства и причинами, которые данные простои вызывают, потребуется ввести классификацию простоев по причинам их возникновения. При создании подобной классификации следует соблюдать особую осторожность и тщательно искать компромисс между степенью детализации классификатора и трудоемкостью его использования. Слишком подробная классификация способна дать более глубокое понимание причин, однако ее использование линейным персоналом может вызывать трудности. С другой стороны, слишком обобщенная классификация будет простой в использовании, но недостаточно информативной для проведения анализа. В качестве примера ниже приведена классификация, которая использовалась рабочей группой для сбора систематизированных сведений о причинах простоев.

Рекомендуем прочесть:  Условия исчисления в больничном листе неполный рабочий день образец

Далее надо указать круг работников, кому объявлен простой (это могут быть все или часть сотрудников организации), и срок простоя (можно указать конкретные даты начала и окончания простоя или его введение до особого распоряжения).

Приказ на простой по независящим причинам: образец

Уведомление о простое по независящим причинам или о простое по вине работодателя – обязательно. Если работодатель не уведомит службу занятости, ему может грозить предупреждение или административный штраф на основании ст. 19.7 КоАП РФ:

Уведомление о простое

«Если невозможность работы явилась следствием принятия государственных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, то простой можно квалифицировать как не зависящий от сторон. В этом случае приказ об объявлении простоя должен содержать ссылку на конкретную норму нормативного правового акта, которым введены такие меры».

В ТК РФ нет отдельной главы, посвященной этому термину. Непонятно, относить этот период к рабочему времени или к отдыху. В ст. 72.2 указано скупое определение, что простой – это «временная приостановка работы». Она может иметь разные причины – важно, по чьей вине произошел сбой в работе:

Законодательная регламентация

Если руководство не начинает процедуру оформления, то работники могут составить коллективный акт о простое в свободной форме с изложением причин и обстоятельств произошедшего. Его передают либо в совет директоров предприятия, либо в профсоюзную организацию.

Порядок оформления простоя

Простой по вине работника не имеет юридических последствий и не регламентируется законом. Зато ТК РФ предусматривает ответственность работодателя за недобросовестное отношение к своим обязанностям, которое вызвало сбои в производстве, а также закрепляет дополнительные права сотрудников на этот период.

В части объявления простоя Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. №206 и 2 апреля 2020 г. №239 определено: за работниками сохраняется зарплата. Простой же означает остановку деятельности с уменьшением заработной платы сотрудника. Однако в нерабочие дни деятельность предприятия не предполагается, поэтому объявить простой, влекущий за собой уменьшение зарплаты, работодатель не может.

Пандемия и режим повышенной готовности могут считаться причинами для введения простоя?

На основании п. 2 Указа Губернатора Свердловской области №100-УГ от 18.03.2020 г. в редакции Указа №175-УГ от 10.04.2020 г., с учетом Указа №219-УГ от 29.04.2020 г., на территории Свердловской области приостановлена деятельность кинотеатров вплоть до 11 мая 2020 г.

Как организационно ввести простой?

Если бы данный вопрос рассматривался до пандемии, ответ на него был бы однозначным – простой по вине работодателя. Вывод этот вытекает из ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

  • Задержку поставок сырья или материалов.
  • Задержку доставки оборудования.
  • Выход из строя оборудования из-за некорректной установки.
  • Замену оборудования.
  • Модернизацию оборудования.
  • Нарушение пожарной или промышленной безопасности.
  • Наложение административного запрета на деятельность предприятия по причине нарушения норм санитарии.
  • Наложение административного запрета на деятельность предприятия по причине несоблюдения санитарных норм, введенных на время эпидемии, угрожающих жизни сотрудников.
  • Негативную финансовую ситуацию на предприятии и т.д.

Простой по вине сотрудника

Простой — это частичная или полная остановка работы предприятия, зависящая от ряда причин. К этим причинам относят экономические, технические, технологические или организационные вопросы. Все разновидности простоя регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 72.2).

Простой по вине работодателя

  • Случайное или намеренное выведение из строя оборудования.
  • Несоблюдение техники безопасности сотрудником.
  • Прогул.
  • Выход на смену в состоянии алкогольного опьянения.
  • Хищение оборудования.
  • Хищение сырья и т. д.
Юристконсул - Елена
Делюсь своим опытом в свободное от работы время. Задавайте вопросы по мере возможности буду отвечать.
Оцените автора
Защита населения в правовых вопросах
Adblock
detector