Искусственные монополии актуальность—

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Искусственные монополии актуальность и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

  • единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги;
  • отсутствие на рынке товаров-заменителей из-за искусственно созданных барьеров;
  • отсутствие свободы входа на рынок по той же причине;
  • возможность монополиста регулировать объем своего товара на рынке, а значит – его стоимость;
  • принятие решений в условиях определенности, поскольку у монополиста есть полная информация о рынке.

💡 Что такое монополия

С другой стороны, монополия – это обычно представитель крупного бизнеса. А значит, крупный налогоплательщик и создатель новых рабочих мест. Монополии помогают наполнять государственный бюджет и решают важную социальную задачу – трудоустройство населения. Это особенно заметно в регионах, где монополист является еще и градообразующим предприятием.

📋 Реестр монополий

Реестр представляет собой единую информационную автоматизированную базу, где содержатся данные о компаниях, занятых производством товаров или услуг в условиях монополизации в сфере топлива и энергетики, связи, транспорта, водоснабжения и захоронения ядерных отходов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.

Рекомендуем прочесть:  Таблица Выплат Для Чернобыльцев Эвакуированных Из Зоны Отчуждения

Пример закупок естественной монополии

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.

Такой монополией, например, обладает историческая область Шампа́нь (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием «шампанское».

Сущность и основные признаки монополизма

Монополия (от греч. monos – один, единственный + poled – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис. 5.6): собственно монопо́лию, олигопо́лию (от греч. oligos – немногий + poleo), монопсо́нию (от греч. monos + opsonia – закупка продовольствия) и олигопсо́нию (от греч. oligos + opsonia).

Монополия естественная и искусственная

Особенно успешно (для себя) ОПЕК действовала в 1970-х годах (да и позднее). Договариваясь о квотах производства и ценах, её участники доходно господствовали на мировом рынке нефти и накопили значительные суммы «нефтедолларов« на своих счетах в западных банках.

  • законные барьеры, установленные правительством, для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
  • существенные расходы на развитие бизнеса с минимальными показателями окупаемости в условиях конкуренции;
  • поглощения, укрепления и слияния компаний;
  • протекционизм, защита отечественных представителей бизнеса от иностранных производителей.
Рекомендуем прочесть:  Бухгалтерские проводки перевыставление расходов—

Что такое монополизм

Характеризуется получением бизнесом прибыли в расчете на долгосрочную перспективу при условии обслуживания всего рынка. Такая хозяйственная деятельность предполагает крупные первоначальные вложения. Естественная монополия объединяет компании, которые образуют единый сбытовой комплекс. По причине технологических особенностей производства удовлетворить спрос на рынке товаров эффективнее без функционирования конкурентов. Увеличивая объем, компании снижают издержки на производство единицы товара. Для продукции, изготовленной в этих условиях, характерно отсутствие аналогов на рынке, что позволяет стабилизировать спрос на них, независимо от изменения цены. Распространенные примеры такого вида монополизации составляют перевозки железнодорожным транспортом и системы водоснабжения.

Искусственная монополия

В других странах естественный монополизм принимает несколько иные формы. В законодательстве иностранных государств можно встретить такие понятия, как публичная служба, служба, необходимая всем, сетевая служба и другие. Для Великобритании нехарактерно определение «естественная монополия». Предприятия, которые необходимы всем, представляют собой железнодорожные структуры, объединения по передаче и распределения электричества, водоснабжения и канализации. Во Франции естественный монополизм представлен «коммерческими и промышленными публичными службами», которые осуществляют деятельность в области связи, перевозок железнодорожным транспортом, энергетической отрасли.

Типичным примером чистой монополии может служить деятельность компании «Алюминиум Компани» (США). В 1945 г. этой фирмой полностью контролировалась добыча бокситов в Америке. Это природное ископаемое является основным сырьем для производства алюминия.

Иногда на рынке возникает ситуация, когда в потребительской сфере возникает новая компания, предлагающая вновь созданный продукт, не имеющий аналогов. Это и есть чистая монополия. Примеры таких ситуаций в настоящее время малочисленны. Сегодня это явление довольно редкое. Чаще между собой конкурируют сразу несколько фирм. В настоящее время, как правило, только при поддержке государства может существовать чистая монополия. Примеры при этом могут быть приведены только по субъектам, предлагающим свою продукцию на местных ранках. Самый простой из них, когда фирма диктует потребителям свою цену. Однако стоимость услуг или товаров чистых монополий может находиться под контролем государства. При этом такие субъекты хозяйствования будут защищены от вступления в сферу их деятельности других продавцов государственными законодательными актами.

Чистая монополия

Возьмем, к примеру, электроэнергетику. Здесь также существует естественная монополия. Примеры в России – это 700 существующих ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, которые были объединены в открытое акционерное общество РАО «ЕЭС Россия». Компания образовалась в 1992 году, когда из состава находящихся в территориальном подчинении АО-энерго были выведены пятьдесят самых новейших электростанций. На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия» владеет всей сетью линий электропередач в стране.

Рекомендуем прочесть:  Какая ответственность преподавателю за порчу зачеток и журналов преподавателей—

Яркий пример: фармацевтическая компания Pfizer. В 1992 году она запатентовала средство для улучшения потенции под названием “Виагра”. 21 год ни один другой производитель не имел права выпускать аналоги лекарства. А сама Pfizer все это время устанавливала максимально высокие цены на препарат для борьбы с эректильной дисфункцией. И лишь в 2013 году срок действия патента завершился и аптеки заполонили более дешевые аналоги.

История возникновения монополий

    когда компания контролирует более чем 50% рынка, но в ходе разбирательств ФАС пришла к выводу, что фирма не оказывает угнетающего воздействия на рынок; когда доля компании на рынке еще не достигла 50%, но для организации характерны все черты жесткой монополии. Здесь, правда, существует оговорка: монополистом не может быть признан игрок, контролирующий менее 35% рынка.

Монополия в обществознании

Сегодня число игроков в «Монополию» по всему миру достигло полумиллиарда человек. Помимо бумажных версий, активно развиваются онлайн-приложения. И даже проводятся коммерческие соревнования с внушительными призовыми фондами.

  • ценовое регулирование , осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
  • определение потребителей , подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства etc.

«Странно, что всех удивляет рост цен на продовольствие. Было бы удивительно, если бы они не росли. Нужно посмотреть на то, что происходило последние 10−15 лет: под какой процент аграрный сектор получал возможность финансировать свои проекты…[] Ни предприниматели, ни фермеры чуда не смогут сделать, до тех пор, пока мы предоставляем сельскому хозяйству деньги под ростовщические проценты».

Естественная и искусственная – в чём разница?

Государство справедливо требует стабильности и подотчётности в работе таких монополистов, но вынуждено содействовать им. Это необходимо для процесса пусть не повышения – хотя бы сохранения существующей конкурентоспособности нашей экономики. Может быть, увольнение слишком уж поприжавшего наших монополистов бывшего главы ФАС Артемьева – результат такой необходимости.

Юристконсул - Елена
Делюсь своим опытом в свободное от работы время. Задавайте вопросы по мере возможности буду отвечать.
Оцените автора
Защита населения в правовых вопросах
Adblock
detector